Мы собираем самые частые вопросы о запчастях, которые покупатели задают нашим продавцам, и отвечаем на них вместе с Алексеем Черненко, заместителем директора торговой сети AUTO3N. Хотите, чтобы мы ответили на ваш вопрос? Спрашивайте в комментариях
Вопрос: Почему вместо литола вы предлагаете другую смазку? Я слышал, литолом можно смазывать всё. Друг так делает и машина ездит отлично.
«Сами по себе литолы — хорошие смазки, но только для узкого круга задач. Всё в машине ими смазывать точно не стоит. Во-первых, те времена, когда кроме литола и солидола на рынке больше ничего не было, давно прошли. Во-вторых, современные автомобили требуют куда более продвинутых смазочных материалов. Выбирая смазку, ориентируйтесь прежде всего на рекомендации производителя вашей машины. Потому что желание сэкономить на смазке может в конечном счёте вылиться в серьёзные проблемы»
Алексей Черненко, заместитель директора торговой сети AUTO3N
Прежде чем поговорить о литоле, давайте сделаем отступление и посмотрим, что вообще такое смазки и какие они бывают. Тогда будет понятней и про литол.
Что такое смазки и как их делают
Начнём с того, что смазочные материалы делят по их агрегатному состоянию на твёрдые, полутвёрдые, полужидкие, жидкие и газообразные. К жидким смазкам относятся масла, например, моторные, трансмиссионные, гидравлические. А то, что чаще всего называют просто «смазки», — это, как правило, консистентные или пластичные смазки.
Американская международная организация по разработке добровольных стандартов для материалов даёт консистентным смазкам такое определение:
«Это твёрдый или полужидкий двухкомпонентный продукт, состоящий из жидкого смазочного материала с добавлением загустителя. Может содержать другие компоненты, придающие смазке особые свойства.»
Смазки загущают мылами, то есть солями жирных кислот различных металлов — кальция, бария, лития, натрия, алюминия. В качестве загустителя также используют углеводороды, например, парафин и синтетический воск, органические и неорганические термостабильные соединения и иногда пигменты.
Тип загустителя определяет эксплуатационные свойства смазки и даёт ей название. А жидкая основа может быть как минеральной, так и синтетической.
Консистентные смазки, в отличие от жидких масел, обладают высоким сопротивлением к растеканию. Они как будто прилипают к поверхности, и для бесперебойной подачи к узлу трения не требуется ни полностью герметичного резервуара, ни поддона.
Виды смазок по типу загустителя
Кальциевые. Такие смазки называют солидолы. Их рабочая температура находится в диапазоне от -40°С до +80°С. Они обладают высокой водостойкостью и хорошо зарекомендовали себя в качестве консервационных. Важно иметь в виду, что солидолы вступают в химическую реакцию с некоторыми видами силиконовых материалов и приводят к их быстрому разрушению. Например, сальники, пыльники ими смазывать не рекомендуется.
Литиевые. Такие смазки называют литолы. Они работают в диапазоне температур от -40°С до +120°С и подходят для смазки подвижных деталей подвески автомобиля с целью предотвратить шумы. Литолами можно смазывать детали автомобиля при постановке на длительное хранение — они почти не высыхают и хорошо защищают от воздействия окружающей среды.
Тефлоновые. Предназначены для смазки узлов с высокими механическими нагрузками и работают при температурах от -50°С до +250°С. Их применяют для смазывания зубчатых колёс, цепей, дверных петель и даже направляющих стеклоподъёмников. Тефлоновые смазки устраняют скрипы и защищают от коррозии.
Керамические. Высокотемпературные смазки, которые защищают от коррозии резьбовые соединения свечей зажигания, свечей накаливания, болтов тормозных суппортов, то есть деталей, работающих при очень высоких температурах.
Медные. Также защищают резьбовые соединения от коррозии, но применяются для обработки ступиц колёс или шпилек выпускного коллектора. Смазки облегчают демонтаж деталей после их длительной работы. Нужно помнить, что медные смазки разъедают алюминий и с колёсными дисками из алюминиевого сплава их использовать нельзя.
Алюминиевые. Эти смазки как раз подойдут для ступиц колёс с дисками из алюминиевого сплава. В целом, они защищают металлические детали от износа, окисления и прикипания, поэтому применяются, в том числе для смазки дисковых тормозов от скрипа. В качестве антипригарного средства ими можно смазывать головки блока цилиндров, турбины и прокладки коллекторов.
Никелевые. Эти смазки работают при экстремальных температурах до +1300°С и защищают детали от истирания и заедания..
Графитовые. Это литиевые смазки с добавлением графита. Как и литолы, они хорошо защищают от воздействия окружающей среды. Применяются для смазки узлов подвески и рулевого управления — подшипников поворотных кулаков, шаровых опор, пружин, пыльников рулевых тяг и рулевых реек. Температурный режим работы таких смазок всего от -20°С до +60°С, поэтому ими смазывают небольшое количество деталей автомобиля. Зато они часто используются для мототехники.
Цинковые. Тоже литиевые смазки, но с добавлением цинка. В отличие от графитовых, температурный режим цинковых смазок от -20°С до +120°С. По всем другим свойствам они похожи на графитовые.
Силиконовые. Эти смазки обладают и смазывающим, и водоотталкивающим свойствами. Они защищают резиновые детали автомобиля от износа, помогают восстановить их эластичность и придать красивый внешний вид.
Смазки для электрических контактов (пасты). Такие смазки обладают хорошей электропроводимостью и, кроме того, защищают места соединения контактов от коррозии. Ими часто смазывают контакты аккумулятора, например.
Когда брать литиевые смазки, а когда нет
Сами по себе, литолы ни хорошие, ни плохие. Это просто один из видов смазок. Однако ключевое здесь — «один из»! Есть задачи, с которыми литолы отлично справляются, но смазывать им всё мы абсолютно точно не рекомендуем.
Вместе с развитием автомобильной промышленности, совершенствованием конструкции деталей и узлов, повышением требований к их эффективности и производительности, требования к смазочным материалам возросли. Они теперь должны выдерживать большие нагрузки и работать при более высоких температурах. И тут литолы уже не всегда справляются. Вместо них в высоконагруженных узлах применяются совсем другие смазки — их сейчас огромное количество, выше перечислена только часть.
За счёт чего же тогда литол так популярен, спросите вы? Былая слава! Впервые смазка на литиевом загустителе появилась в Советском Союзе во время Второй мировой войны. Десятилетиями литол и солидол (который появился, кстати, в 20-х годах прошлого века) были чуть ли не единственными смазками, доступными потребителям. Не удивительно, что ими смазывали всё на свете. Когда на рынке стали появляться смазки с другими загустителями, автомобилисты продолжали покупать литол… по привычке. И делают это до сих пор.
В целом, про смазки можно сказать то же, что про моторные масла: если раньше во все двигатели лили минеральное моторное масло, то это лишь потому что другого не было. В современных же двигателях даже полусинтетика не всегда может обеспечить требуемую эффективность, какую дают высокопроизводительные синтетические жидкости.
Поэтому наши консультанты в магазинах действительно, бывает, отговаривают покупателей брать литолы. Мы делаем это когда, например, знаем, что автопроизводитель даёт конкретные рекомендации по типу смазки. Или когда литол может объективно навредить, если им собираются смазывать высокотемпературные узлы трения, для которых он не подходит.
Отдавая дань традициям, мы всё же призываем идти в ногу с последними разработками химической промышленности и ухаживать за своими «ласточками» с помощью хороших и качественных специализированных средств.
Простой подбор автохимии
Заказать любые смазки в AUTO3N можно в два клика. Выберите подходящую смазку по назначению, физическим свойствам или типу загустителя, а мы доставим её в любую точку России.
Перейти в каталогИсточник:
AUTO3N